Адаптер

 

 

     В данном конкретном случае, адаптером является устройство, с помощью которого происходит согласование напряжений передачи/приема данных между компьютером и блоком управления автомобилем.

     

    Существует несметное количество вариантов схем адаптеров, от самых простых, на двух транзисторах, до полнофункциональных адаптеров на специализированных микросхемах. Естественно, желательно использовать хороший адаптер на спец. микросхемах серий МАХ232 и MC33199D. При диагностике иномарок 90-x годов часто возникает необходимость в двух диагностических линиях K-L, более поздние модели, как правило используют только K-Line.       

                           При организации обмена данными через COM порты , используются протокол RS232. 

 

Широко используемый последовательный интерфейс синхронной и асинхронной передачи данных, определяемый стандартом EIA RS-232-C и рекомендациями V.24 CCITT.
Изначально создавался для связи компьютера с терминалом.
В настоящее время используется в самых различных применениях в том числе и в диагностике.

 

 

 

Характеристики.

 

 

Стандарт

 

 

EIA RS-232-C, CCITT V.24

 

Скорость передачи

 

 

115 Кбит/с (максимум)

 

Расстояние передачи

 

 

15 м (максимум в зависимости от адаптера)

 

Характер сигнала

 

 

Несимметричный по напряжению

 

Количество драйверов

 

 

1

 

Количество приемников

 

 

1

 

Схема соединения

 

 

Полный дуплекс, от точки к точке

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Формат данных RS-232C

 

 

       Обмен по RS-232C осуществляется с помощью обращений по специально выделенным для этого портам

COM1 (адреса 3F8h...3FFh, прерывание IRQ4),

COM2 (адреса 2F8h...2FFh, прерывание IRQ3),

COM3 (адреса 3F8h...3EFh, прерывание IRQ10),

COM4 (адреса 2E8h...2EFh, прерывание IRQ11).

       Форматы обращений по этим адресам можно найти в многочисленных описаниях микросхем контроллеров последовательного обмена UART (Universal Asynchronous Receiver/Transmitter), например, i8250, КР580ВВ51.

 

 


 


Уровни сигналов RS-232C на передающем и принимающем концах линии связи.

 

Грубо говоря, у компьютера по одному проводу идёт запрос на получение данных от какого либо устройства, а по другому он получает ответ на этот запрос или запрос от устройства с каким собственно осуществляется соединение. У контроллера автомобиля всего одна линия (так называемая К - линия). Уровни сигналов компьютера - более +3В = логическая единица, менее –3В = логический ноль, а уровни контроллера автомобиля – напряжение близкое к напряжению питания = логическая единица, близкое к нулю = соответственно лог. ноль.

Схем различных адаптеров довольно много здесь представлены наиболее распространенные и работоспособные.

 

 

 

 

1.  Простая схема на 2-х транзисторах (K-Line)

2.  Простая схема на транзисторах (K-L-Line)

3.  Адаптер K-Line от VSM

4.  Адаптер K-Line от SHURIKEN

5.  Адаптер K-L-Line на схема на MAX232 и Si9243EY

 

 

Простая схема на 2-х транзисторах (K-Line)

 

 

             Одну из самых простых, но при этом отлично работающую схемку на двух транзисторах Вы видите на рисунке. Диод, защищающий схему адаптера от переполюсовки должен быть с минимальным падением напряжения. Полезно подобрать номинал резистора R4 в пределах 510 Ом - 1 КОм, замеряя ток между K-Line и общим проводом в пределах 15-20 mA. Несколько таких адаптеров успешно работают, диагностируя все системы - от Микаса до Bosch MP7 и  со всеми программами - загрузчиками блоков Январь 5.1.X. Иногда, при неустойчивой работе с протоколом ALDL, в котором пятивольтные уровни сигнала достаточно убрать резистор питания K-Line (в данном случае R4). Транзисторы, использующиеся в схеме - любые маломощные кремниевые, структуры n-p-n, например, КТ3102. Желательно подобрать транзисторы с максимальным значением коэффициэнта усиления по току.

 

           Недостаток    простых    схем,   включая  приведенную выше, несоответствие выходного сигнала RxD стандарту RS232, где логическому 0   соответствует  -12 В,   а    лог.    1 - +12 В.   Хоть немного компенсировать эту проблему можно добавив в адаптер предлагаемый узел. Отрицательное напряжение, поступающее с порта, накапливается на конденсаторе во время передачи данных и используется для смещения во время приема. Обратите внимание на правильность полярности подключения конденсатора.

 

 

Простая схема на транзисторах (K-L-Line)

 

 

 

Данную схему разработал Юрий (aka "mobil") из Ижевска. Простой адаптер на транзисторах. Не имеет тех недостатков которые бывают в других простых схемах на транзисторах. Особенность в том что не затягивается фронт по которому идет синхронизация RS-232. В результате адаптер уверенно работает на скоростях до 115 кБод. Не требует отрицательной подпитки, так как транзистор "тянет" вход СОМ - порта к +12, а не шунтирует подтягивающий резистор. Уверенно работает с кабелем длиной 5 метров.
    Резисторы установленные рядом с разъемом RS-232 желательно размещать прямо в корпусе разъема. Это устраняет помехи и защищает СОМ - порт компьютера. Проверенно на ВАЗах, ГАЗах, VW, AUDI с использование нескольких компьютеров.

 

 

 

Адаптер K-Line от VSM

 

 

Первый вариант. Схему адаптера кому проблематично достать дефицитную микросхему MC33199D от VSM. Здесь для согласования с портом применена довольно распространенная микросхема MAX232 (ICL232CPE, HIN232), а согласование с линией диагностики - микросхема 74ALS04 (74LS04, К555ЛН1, К1533ЛН1).
    Схема эксплуатируется в течении полутора лет, опробована  на всех типах контроллеров. Защитный диод желателен с малым падением напряжения, второй - любой импульсный, например КД521, 522. VSM поделился также опытом подстройки нагрузочного резистора. На схеме его номинал 2 Ком, это оптимально для тестирования и программирования блоков "Январь", для "Бошей" его номинал около 1 Ком, для GM - больше 2 Ком. Нумерация выводов по входу соответствует 9-пиновому разъему СОМ, выхода - 9-пиновому разъему адаптера KR-2 от НПП НТС.

 

Проверка и настройка

 

 

Адаптер K-Line от SHURIKEN

 

 

Второй вариант. Схему адаптера для тех, кому проблематично достать дефицитную микросхему MC33199D от SHURIKEN. Адаптер по этой схеме эксплуатируется более полутора лет, прошел проверку на всех системах впрыска и характеризуется как "железобетонный" Для согласования с СОМ - портом применена всё та же, довольно распространенная и дещевая (в разных регионах цена колеблется от 30 до 50 руб) микросхема MAX232 (ICL232CPE, HIN232), а согласование с линией диагностики - микросхема LM339. Каких либо дополнительных особенностей схема не имеет, катушка L1 служит для фильтрации импульсных помех. Так же, как и в предыдущей схеме, нумерация выводов по входу соответствует 9-пиновому разъему СОМ, выхода - 9-пиновому разъему адаптера KR-2 от НПП НТС.

 

Настройка и осциллограммы

 

 

 

Адаптер K-L-Line схема на MAX232 и Si9243EY

 

 

Эта схема для тех кому очень тяжело достать схемы а использовать то что есть под руками. Для согласовании с линией диагностики используют микросхему  Si9243EY или L9637D которая по сути является жутко специализированным адаптером K-L-Line, полностью совместимым с ISO9141. Самое приятное то, что эту микросхему не нужно разыскивать по рынкам и магазинам, она наверняка валяется у Вас в гараже, в черной коробочке с гордым названием "иммобилизатор АПС-4". Иммобилизатор можно разобрать, разъем от него очень удобно использовать в качестве заглушки, 24С02 тоже пригодится (если выживет от перепайки). Искомая микросхема находится под пищалкой, рядом с 24С02. Часть схемы согласования с RS232 не имеет абсолютно никаких особенностей.

 

    

 

 

 

На главную

 

 

 

Весь материал по Адаптерам подобран мо материалам www.chiptuner.ru

Hosted by uCoz